Подшипник — техническое устройство, являющееся частью опоры, которое поддерживает вал, ось или иную конструкцию, фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку на другие части конструкции.

Основные типы подшипников:

  • Подшипник — техническое устройство, являющееся частью опоры, которое поддерживает вал, ось или иную конструкцию, фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку на другие части конструкции.
    Основные типы подшипников:
  • подшипники качения;
  • подшипники скольжения;
  • газодинамические подшипники;
  • магнитные подшипники.
Основные типы которые применяются в машиностроении — это подшипники качения и подшипники скольжения.
 
Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора, отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба – дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.
Виды подшипников качения
  • Шариковые подшипники качения:
    •    шариковые радиальные;
    •    шариковые радиальные самоустанавливающиеся (сферические);
    •    шариковые радиально-упорные;
    •    шариковые упорные;
    •    шариковые радиальные для корпусных узлов.
  • Роликовые подшипники качения с цилиндрическими роликами:
    •    роликовые радиальные;
    •    роликовые упорные.
  • Роликовые подшипники качения с коническими роликами:
    •    роликовые радиально-упорные (конические);
    •    роликовые упорные (конические).
  • Роликовые подшипники качения со сферическими роликами:
    •    роликовые радиальные самоустанавливающиеся (сферические);
    •    роликовые упорные самоустанавливающиеся (сферические).
  • Роликовые подшипники качения с игольчатыми роликами:
    •    игольчатые радиальные;
    •    игольчатые упорные;
    •    игольчатые комбинированные.
Подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, который позволяет свободно вращаться валу. Для успешной работы подшипника, зазор предварительно рассчитывается. В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжение бывает сухим, граничным, жидкостным и газодинамическим. Даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.
 
Подшипник — центральный элемент в машино- и электроприборостроении, используемый во всех устройствах и механизмах, в которых предполагается движение конструктивных элементов относительно друг друга, и основной функцией которых является снижение трения и, следовательно, износа. Самые простые подшипники состоят из трех основных элементов; наружное и внутреннее кольца, сепаратор и тела качения. Их гладкая поверхность снижает трение при радиальной и осевой нагрузках на конструктивные элементы механизма.
Подшипники классифицируются в соответствии с формами тел качения: шариковые, цилиндрические, игольчатые, сферические и конические роликовые.
 
Шариковые подшипники — наиболее распространенный в настоящее время тип подшипника, находящих применение повсеместно — от опор крупногабаритных энергоустановок до приводов жестких дисков ПК. Они справляются с постоянными средними (но не шоковыми) радиальными и осевыми нагрузками.
 
Роликовые подшипники используются, как правило, в сверхмощных механизмах (например, опоры валков прокатных станов), где имеет место большая радиальная нагрузка. Телом качения является цилиндр, а пятно контакта представляет собой линию, за счет чего нагрузка распределяется на большую площадь, позволяя подшипнику выдерживать повышенную нагрузку. Другой разновидностью роликоподшипников являются конические, цилиндрические, игольчатые и сферические подшипники.
 
На конические подшипники приходится 40% производства всех роликовых подшипников. Используются, в основном, в автомобилестроении (трансмиссия, шасси, рулевое управление и двигатель), на железнодорожном транспорте в сельскохозяйственном машиностроении и пр.
Цилиндрические подшипники выдерживают большие нагрузки, чем шарикоподшипники, и, помимо автомобилестроения, применяются в металлургии, тяжелом машиностроении, авиации, на железнодорожном транспорте и т. д.
 
Игольчатые подшипники отличаются очень малым диаметром тела качения, что позволяет их использовать в небольших механизмах (например, гибкие соединения), в текстильном оборудовании, бытовой техники и станках.
 
Сферические подшипники способны компенсировать несоосность без сокращения срока службы и выдерживать экстремальные условия эксплуатации. Часто применяются в промышленном оборудовании {насосы, дробильное оборудование и пр.).