Развитие буксовых подшипников

Более 100 лет железнодорожный транспорт держал первенство в перевозках пассажиров и грузов. Но вот уже около 50 лет он утратил свои позиции в конкуренции с другими видами транспорта, прежде всего автомобильным. Чтобы сохранить железнодорожный транспорт на рынке

Развитие буксовых подшипников

Более 100 лет железнодорожный транспорт держал первенство в перевозках пассажиров и грузов. Но вот уже около 50 лет он утратил свои позиции в конкуренции с другими видами транспорта, прежде всего автомобильным. Чтобы сохранить железнодорожный транспорт на рынке

грузовых перевозок, следует проводить не только структурные реформы, но и вносить определенные новшества, которые смогут повысить эффективность использования данного вида транспорта.

 

Эксплуатационные показатели

В ходе научно-технического прогресса была обеспечена возможность движения поездов в регулярной эксплуатации с максимальной скоростью 300 км/ч. Кроме того, важным аргументом в конкурентоспособности железнодорожного транспорта являются низкие издержки эксплуатации в расчете на весь срок службы, а также безопасность. Не последнюю роль играют ходовые качества механической части подвижного состава, особенно колесных пар и подшипников.

В основе движения составов по железным дорогам лежит принцип поддержания и направления колес рельсовой колеей. Кроме того, не стоит забывать о разного рода взаимодействиях между колесами и рельсами. Буксовые подшипники обеспечивают качение колес. Необходимо соблюдать оптимальное соотношение между конструкцией подшипников, материалами, из которых они изготовлены, и смазкой в буксах. Надлежащий выбор составляющих позволит сделать сроки между операциями по техническому обслуживанию и ремонту подшипников длиннее, а значит, снизить стоимость технической эксплуатации. Интервалы устанавливаются так, чтобы предупредить возникновение неисправностей в пути следования. Успешные исследования и разработки в области диагностики позволили добиться увеличение средних показателей межремонтного интервала буксовых подшипников со 130 тыс. км в 1957 г. до 1500 тыс. км – в 1995 г. (промежуточные значения: 1965 г.450 тыс. км, 1988 г.1000 тыс. км).

Помимо непосредственных выгод за счет сокращения расходов на техническое обслуживание и ремонт, это позволяет уменьшить размеры инвестиций, так как чем меньше подвижной состав простаивает в ремонте, тем меньшим парком можно освоить данный объем перевозок.

Подшипники компании FAG

Опыт компании FAG по разработке цилиндрических буксовых подшипников сложно переоценить. Вот некоторые выводы:

1. При использовании на высокоскоростных электропоездах семейства ICE цилиндрические буксовые подшипники нагреваются до температуры, на 20 К меньшей, чем роликовые, что благоприятно сказывается на их надежности в условиях интенсивной эксплуатации.

2. Выбор материалов (керамика для роликов, полиамид для сепараторов, высокоазотированная хромистая сталь для дорожек качения и т. п.) играет большую роль при определении характеристик надежности. При использовании керамики для изготовления роликов снижается их масса и улучшаются условия для более быстрого вращения. Кроме того, керамика менее чувствительна к количеству и качеству смазки. Если речь идет о высокоазотированной хромистой стали, в данном случае марки Cromidur, следует отметить, что она обладает в несколько раз большей усталостной прочностью и допускает более высокие поверхностные напряжения, а также не склонна к коррозии, не боится полужидкостного трения и загрязнений.

3. При изготовлении сепараторов целесообразно применение фрезерования и спиральной обточки. Специальные покрытия позволяют предотвратить появление фрикционной коррозии между подшипником и шейкой оси.

4. Роль уплотнений весьма велика, так как правильное уплотнение не позволяет смазке вытекать из подшипника (даже при высокой температуре), а также предотвращает проникновение влаги и загрязнений внутрь подшипника. Все это повышает надежность и увеличивает срок службы буксовых узлов.